Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Глава I. ИДЕОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ!»
Региональные экологические акции как перспективная форма организации экологического образования

Е.А. Игумнова

Любовь к Родине начинается с восхищения красотой
того, что видит перед собой ребёнок, чем он любуется,
во что вкладывает частицу своей души.

В.А. Сухомлинский


Воспитание экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является одним из ключевых условий решения экологических проблем и устойчивого развития общества. Нами экологическая культура рассматривается как социальная адаптация человека к современным быстро меняющимся социоприродным условиям. Экологическая культура предполагает формирование признаваемых обществом правил, представлений, норм, моделей поведения человека в социоприродной среде. Миссия экологического образования – обеспечить идеологическую основу выживания человечества и сохранения природы на планете Земля.

Нами был разработан Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ, нормативно-правовой статус этого документа закреплён решением заседания коллегии Комитета образования в 2002 году. Реализация данного стандарта в школах региона призвана помочь воспитанию экологической культуры учащихся – это, по сути, его генеральная цель. Данное качество личности связано с развитием всех сфер психики человека в их единстве: эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой. Выделяем следующие компоненты экологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-эстетический. Идеологическим ориентиром при интеграции Регионального образовательного стандарта по экологии в педагогический процесс школы и в процессе организации систематической работы по экологическому образованию может стать образ выпускника средней школы.

показать/скрыть
ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Когнитивная составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник Забайкальского края обязан усвоить объём знаний, умений и навыков со-временной экологии с учётом региональной специфики, определённый Региональным обра-зовательным стандартом по экологии для общеобразовательных школ региона [2].


Эмоционально-эстетическая составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

  • обладать развитым чувством любви к природе, понимать её красоту, уважительно отно-ситься к людям, живущим рядом;
  • проявлять эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;
  • оценивать эстетический потенциал дома, ближайшего окружения школы и проявлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;
  • проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.

Ценностно-смысловая составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

  • быть готовым к принятию экологического императива как одного из ключевых мотивов поведения;
  • быть готовым к принятию принципов, направленных на установление гуманистических (ноосферных) отношений между людьми в обществе;
  • занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся со-стояния окружающей среды как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях, быть готовым к экологически целесообразной деятельности;
  • ощущать ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах, касающихся взаимоотношений как собственных, так и общества в целом с окружающей средой.

Коммуникативно-деятельностная составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

  • работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;
  • осуществлять созидательные экологичные действия в реальной жизни в быту и будущей профессиональной деятельности;
  • реализовывать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохране-нию как природы, так и человека;
  • вести здоровый образ жизни;
  • прогнозировать результаты своих действий в окружающей среде;
  • проводить исследования социоприродного окружения школы;
  • участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную пози-цию в ходе дискуссий и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;
  • вести пропаганду экологически целесообразного поведения.

В организации экологического образования нами делается акцент на его огромный потенциал в воспитании социально активной, граждански мыслящей личности, патриота своего края и России.

Понимая судьбоносную роль экологической культуры для человечества, особо остановимся на проблеме воспитания экологической культуры как части патриотического образования. Цель патриотического воспитания: привитие преданности и любви к своему Отечеству, своему народу и природе. Патриотизм включает в себя:

  • активную жизненную позицию;
  • готовность к совершению осознанных социально значимых и экологически грамотных поступков, в том числе таких, которые требуют самодисциплины и самоограничения;
  • ответственность за принятие решение и свершение поступков не только перед ныне живущими поколениями, но и перед будущими.

Для России экологическое образование призвано сыграть решающую роль в становлении её будущего. Ведь Россия – это самая большая страна в мире, которая славится природными богатствами. В геополитическом контексте Россия – мост между Европой и Азией. И в тоже время – это страна парадоксов. Имея богатые природные ресурсы, на мировой арене наша страна рассматривается в первую очередь как сырьевой ресурс. Для России идеологией для патриотического воспитания, по нашему мнению, должна стать идеология сохранения родной страны с её богатым природным и культурным разнообразием. И тогда на мировой арене страна будет иметь статус не только богатого мирового природного ресурса.

Необходимость организации экологического образования как приоритетного направления государственной образовательной политики в Забайкальском крае актуализируется следующими факторами:

  • геополитическим положением (регион граничит с Монголией и Китайской Народной Республикой);
  • сложной экологической обстановкой в условиях резко континенталь-ного климата;
  • преимущественно ресурсодобывающим характером производства (горно-промышленный комплекс, заготовка древесины);
  • низким качеством жизни населения по сравнению с другими регионами России.

Работа по воспитанию экологической культуры учащихся невозможна без целенаправленной региональной экологической политики, опирающейся на тесное взаимодействие учителей, организаторов-управленцев, учёных, специалистов-экологов и широкой экологической общественности.

За последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в организации систематической работы по экологическому образованию в школах региона: в части школ на практике реализуется Региональный образовательный стандарт по экологии, ведётся курс «Региональная экология» по разработанному к нему учебнику [1], в начальных классах изучается книга для чтения «Родное Забайкалье» [3], а также ряда других изданий, направленных на обеспечение регионального компонента экологического образования. Даже первые шаги по реализации этих проектов позволяют утверждать их востребованность современной школой, готовность педагогов заниматься экологическим образованием как важной составной части воспитания гражданственности и патриотизма.

Актуально дальнейшее развитие педагогического проекта по введению курса «Региональная экология», имеющего в настоящее время статус регио-нального эксперимента по апробации учебника в сорока двух школах Забай-кальского края (2007 – 2009 гг.). Данный проект с самого начала создавался как проект, имеющий весомую социальную, гражданскую направленность. На федеральном уровне в 2008 г. Президентом Российской Федерации был поставлен вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ эко-логических знаний [4].

Однако, наряду с этим, современная школа нуждается в наполнении со-держания регионального образования рядом проектов, носящих характер массовых социально значимых акций регионального уровня. Предлагаемые нами проекты могут иметь характер краткосрочных краевых программ, обязательных для всех школ региона и рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года. Особо подчеркнём, что речь идёт не о мероприятиях, которые были бы сводимы к обычным школьным «субботникам», «трудовым десантам» и т.д. Подобные программы могут быть успешно реализованы лишь через социально значимые, по сути, идеологические мероприятия, не сводимые к широко распространённой, и в большинстве случаев, абсолютно порочной, практике принуждения детей к уборке опасного в санитарно-гигиеническом отношении мусора, зачастую оставленного взрослыми.

Идея о проведении краткосрочной региональной экологической акции в образовательных учреждениях Забайкальского края воплотилась в акции «Охранять природу – значит любить Родину». Для проведения акции предложена дата 22 апреля, так как именно в этот день в мире отмечается Международный День Земли. Названием предложенной нами акции стали слова известного писателя М. Пришвина. Мы как инициаторы акции особо подчёркиваем, что воспитание экологической культуры взаимосвязано с патриотическим воспитанием, способствует становлению ответственного гражданина с активной жизненной позицией и готовностью к совершению осознанных социально значимых и экологически грамотных поступков.

показать/скрыть

Ежегодно 22 апреля на планете празднуется Международный День Земли, призван-ный объединить людей в деле защиты окружающей среды.

Основателем Дня Земли считается Джон Стерлинг Мортон, предложивший в 1872 г. назначить ежегодный день, посвящённый озеленению окружающей территории. Предложение было одобрено и получило широкую поддержку жителей штата. В 1882 г. День Дерева был объявлен правительством Небраска официальным праздником штата, дата его приходилась на 22 апреля. Спустя почти 100 лет в 1970 г. День Дерева был переименован в День Земли и стал проводиться по всей территории США. Международным праздник был объявлен в 1990 г. В России День Земли официально отмечается с 2000 года.

В этот день каждый житель планеты может внести свой маленький вклад в дело защиты окружающей среды: очистить от мусора прилегающие территории, высадить хотя бы одно дерево, отказаться хотя бы на день от использования автомобиля. Также в этот день принято проводить просветительские, пропагандистские мероприятия: семинары, фестивали, митинги, посвященные охране окружающей среды.

http://www.polit.ru/news/2008/04/22/earthday.html

Региональная экологическая акция «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ» (далее Региональная экологическая акция) – это комплекс воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, проводимых ежегодно 22 апреля. Целью проводимых мероприятий является воспитание экологической культуры и патриотизма у детей и учащейся молодежи как фактора сохранения уникальной природы и культуры Забайкалья, обеспечения экологической безопасности личности и общества в целом.

Основные задачи Региональной экологической акции:

  • привлечение внимания детей и учащихся образовательных учреждений, всех жителей нашего региона к экологическим проблемам, успешное решение которых будет определять будущее развитие Забайкаль-ского края;
  • воспитание у дошкольников и учащихся чувства гордости и ответствен-ности за природу Забайкальского края как части родного Отечества;
  • пропаганда реальных природоохранных действий в повседневной жизни каждого жителя края;
  • консолидация усилий коллективов образовательных учреждений, родителей, специалистов в области экологии и охраны природы, средств массовой информации (СМИ), представителей местной администрации для решения экологических проблем своей местности;
  • распространение в регионе опыта образовательных учреждений по воспитанию экологической культуры учащихся.

Участниками Региональной экологической акции являются дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и другие организации в сфере просвещения и охраны природы. Региональная экологическая акция проводится в каждом образовательном учреждении Забайкальского края 22 апреля.

Образовательное или природоохранное учреждение планирует мероприятия самостоятельно, по-своему выстраивает концепцию и пути её реализации. Формы проведения мероприятий Региональной экологической акции зависят от реальных условий. Могут быть проведены:

  • урок внеклассного чтения о природе Забайкальского края (на примере произведений забайкальских поэтов и писателей);
  • занятие-путешествие по карте Забайкальского края с целью знакомства с особо охраняемыми природными территориями;
  • классные часы «Уроки Забайкальского леса», «Уроки чистоты» и др.;
  • интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением родителей;
  • агитвыступления школьных творческих коллективов;
  • встречи со специалистами природоохранных учреждений;
  • экскурсии в природу;
  • экологический десант;
  • диспут «Что я могу сделать в защиту природы?»;
  • аукционы природоохранных идей в защиту забайкальской природы и т.п.

Основные мероприятия, которые пройдут 22 апреля, желательно сопроводить мероприятиями-«спутниками», проводимыми накануне:

  • конкурс рисунков «Мой любимый уголок забайкальской природы»;
  • фотовыставка («С любовью к забайкальской земле», «Жалобная книга природы» и др.);
  • выставка книг о забайкальской природе в библиотеке;
  • выставка поделок из природных материалов «Фантазия без границ»;
  • выставка поделок из вторичного сырья «Красота спасёт мир» и т.п.

Для успешного проведения Региональной экологической акции и положительного резонанса в обществе необходимо взаимодействие образовательных учреждений с широким кругом общественности: местной администрацией, государственными природными заповедниками, Забайкальским ботаническим садом, Читинским городским зоопарком, музеями, библиотеками, общественными экологическими организациями и др.

Во время подготовки к проведению актуальным является создание в каждом образовательном учреждении оргкомитета по проведению акции из представителей администрации, педагогов, учащихся, родителей и других субъектов образовательного процесса. Важно провести подготовительную работу коллектива образовательного учреждения по установлению взаимодействия с социальными партнёрами и СМИ. После проведения акции в образовательном учреждении подводятся итоги по её эффективности, оформляются наглядные и методические материалы.

Для разработки мероприятий Региональной экологической акции реко-мендуется использовать материалы сайта Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края http://www.industry.chita.ru и сайта «Забайкалье великолепно (Биоразнообразие региона в фотографиях»), размещённого по следующему адресу: http://www.nature.zabspu.ru.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Горлачёв, В.П. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского бурятского автономного округа. / В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва. – Чита: Экспресс-изд-во, 2007. – 210 с.
  2. Горлачёв, В.П. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. / В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова. – Чита, 2002. – 33 с.
  3. Корсун, О.В. Родное Забайкалье: книга для чтения в начальной школе. / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. – Чита: Экспресс-изд-во, 2007. – 152 с.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // Российская газета. – Федеральный выпуск №4680. – 7 июня 2008 г.

Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011