Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Исследовательский проект для учащихся 4 класса:
«Изучение экологии городского парка»

Е.И. Стенькина

Цель проекта:

- освоение учащимися проведения оценки экологического состояние городского парка.

Обоснование выбора данного объекта: городской парк отдыха находится вблизи школы. На его территории часто проводятся часы двигательной активности школьников, экскурсии на уроках окружающего мира, прогулки детей группы продлённого дня. Находясь в парке, учащиеся видят замусоривание парка, вытаптывание и уничтожение растительности. Появилась острая необходимость заняться экологическими исследованиями и природоохранной деятельностью.

Исходя из данной проблемы, учащимися класса была разработана программа практических действий по восстановлению, оздоровлению и сохранению изучаемого объекта.

Программа действий включает перечень дел, которые планируют выполнить сами учащиеся, а также включает мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных органов власти. Данной программой предусматривается связь с природоохранной организацией города и редакцией местной газеты с целью получения консультаций специалистов, информирования населения о полученных результатах исследований и возможного сотрудничества.


Содержание проекта

1. Составление карты-схемы городского парка. Учащимися класса был составлен подробный план парка с обозначением на нём различных типов зелёных насаждений, сети дорог и троп, изгородей, малых форм архитектуры (беседки, скамейки).

2. Определение площади парка и древесно-кустарниковой растительности в квадратных метрах и расчёт их в % от общей площади парка. Учащиеся получили следующий результат: расчет % растительности от площади парка составил 31 %.

Учащимися сформулирован вывод: зелёных насаждений меньше половины площади парка, требуется озеленение.

3. Инвентаризация видов растений парка была осуществлена посредством сбора гербарной коллекции древесно-кустарниковых и дикорастущих травянистых растений летом и осенью.

4. Оценка состояния зелёных насаждений была произведена по возрасту, наличию и характеру повреждений.

Был получен следующий результат: деревья парка старые, кустарники взрослые и молодые; у 126 кустарников обнаружили повреждения в виде сломанных ветвей. Учащиеся сделали вывод: деревья в парке начинают усыхать от старости, многие растения парка страдают от поломок.

5. Определение токсичности почвы с помощью прорастания семян.

25 семян редиса посеяли в увлажнённую почву, взятую в парке, навеской в 60 г. Приготовили контрольный вариант, где семена разложили на фильтрованной бумаге, под которой находилась смоченная водой вата. Проращивание продолжалось 5 дней. После окончания опыта подсчитали число проросших семян и рассчитали процент всхожести по формуле:

формула

где В – всхожесть семян (%);

а – количество проросших семян;

с – количество семян, взятых для прорастания (25).

Результаты опыта показали: из посеянных 25 семян редиса на почве, взятой в парке, взошло 22 семени. Всхожесть семян составила 88%.

Вывод: всхожесть семян понижена на 12 %. Токсичными следует считать почвы, понижающие всхожесть семян на 20–30 %. Следовательно, почва нетоксична.

6. Социологическое исследование. Оценка эстетических характеристик парка.

Для эстетической оценки парка было сделано 10 фотографий в разных его точках и в разное время года. Фотографии были показаны 30-ти респондентам разного пола и возраста для оценки эмоционально-эстетического впечатления. Людям задавался вопрос: «Какова для вас эстетическая ценность данного места?» (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная).

7. Природоохранные мероприятия, в которых участвуют школьники: охрана птиц городского парка, подкормка их в зимний период; помощь в уборке территории парка от мусора.

Описанная часть проекта закончена внеклассным мероприятием «По страницам жалобной книги природы».


Основные этапы мероприятия «По страницам жалобной книги природы»

  1. Антивыставка «Говорящие предметы». На антивыставке были представлены предметы, которые нашли дети, находясь в парке (бытовой мусор). Ключевой вопрос антивыставки звучал так: «О чём нам говорят эти предметы?»
  2. Жалобная книга природы. Центральное место в мероприятии заняла ролевая игра: приём жалоб от животных и растений парка, пострадавших от действий человека.
  3. Выработка кодекса правил поведения в природе. Осуществлялась через драматизации, обыгрывание и обсуждение ситуаций, чтение поэтических произведений с использованием экологических знаков.
  4. Экологический светофор. Форма обратной связи, постоянно применяемая во всех внеклассных мероприятиях. Сигнальные карточки жёлтого, зелёного, красного цветов сигнализируют собственное поведение и поведение людей в природе. Учащиеся дают оценку поведения людей в парке и самооценку

Данный проект интересен тем, что он будет продолжен. Исследовательскую деятельность необходимо организовать во все сезоны годы, чтобы дать комплексную оценку экологического состояния парка. В летний период исследовательская работа будет проводиться в оздоровительном школьном лагере.


Планируемые мероприятия на перспективу

1. Определение степени загрязнения воздуха с помощью лишайников, по состоянию хвои сосны, с помощью листьев берёзы.
2. Продолжить сотрудничество с редакцией газеты с целью информирования населения о полученных результатах исследований.
3. Сотрудничество с инспекцией по охране окружающей среды г. Хилок.

Результаты проектной деятельности

Продуктом данного проекта явилось участие школьников 9 мая 2008 г. в создании аллеи Победы в парке совместно с администрацией Дома культуры г. Хилок и ветеранами Великой отечественной войны. Учащиеся объединения «Кедр» проявили активность и трудолюбие при высадке саженцев ели и караганы. Нами ведётся периодический полив молодых деревьев. Озеленение такой востребованной рекреационной зоны отдыха, как городской парк – благородное дело в охране и восстановлении окружающей среды города.



Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011