Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Занятие для учащихся 3–4 классов «Тайны старого кедра»
И.Б. Барахоева

Цель: мотивировать учащихся на бережное отношение к лесу, к деревьям.

Задачи:

- формировать у учащихся представления о взаимосвязях в лесу, жизни кедра, его значении для людей;
- развивать у учащихся воображение, ассоциативное мышление;
- формировать умения предвидеть последствия своих действий в лесу.

Рекомендуемый класс: 3 класс.

Оборудование. Иллюстрации с изображением леса, аудиозаписи «Звуки леса», песня «Я тебе открою тайну» В. Резникова.


Звучит песня «Я тебе открою тайну». Учитель задаёт вопрос:

- Знаете ли вы, ребята, что такое тайна? (Высказывания учащихся).

Тайна – нечто неразгаданное, ещё не познанное, нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет (С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка).

- Какие родственные слова можно подобрать к слову «тайна»? (Родственные слова: таинственный, таинство, тайный, тайком, таиться означают «скрывать, быть загадочным, не обнаруживать»).

- Для чего нужно открывать тайны?

(Для того, чтобы узнать что-то новое. Ведь когда ты знаешь о чём-либо, можешь правильно вести себя в какой-то ситуации).

- Давайте попробуем угадать, где нас может ожидать большое количество разных тайн, секретов, загадок? Для этого отгадаем слово, которое получится, если в слове тайна заменить одну букву? (Это слово тайга).

Что вы знаете о тайге? (Тайга – хвойный лес).

Мы сегодня на занятии мысленно совершим путешествие в лес. Вы все бывали в лесу и не один раз.

Что вы представляете, когда слышите или произносите слово лес?

Лес... Как много вобрали в себя эти три буквы!

Лес – это сложное природное образование. В состав его входит множество самых разнообразных растений, которые тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.

Наверное, поэтому у леса – открытая душа, он прекрасен и щедр. Его великодушию и гостеприимству нет предела. Лес – исполин, у которого есть и друзья и враги. Но друзей должно быть больше. Потому что, заботясь о лесе, мы, люди, не только сберегаем зелёное богатство, но и защищаем жизнь всего нашего дома – Земли.

Давайте обратимся к лесу со словами приветствия.


Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский


Чтобы стать для леса друзьями, надо соблюдать правила поведения в лесу. Влияние человека на лес очень сильно и многообразно. Когда в лес приходит много людей, сильно уплотняется верхний слой почвы, где находится основная масса тонких корней растений. Ходить по лесу лучше по тропинкам.

Отдыхающие в лесу нередко обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для добывания сока. Всё это вредит деревьям.

А массовый сбор цветов приводит к быстрому исчезновению из леса красивоцветущих растений.

Что касается костров в лесу, то это потенциальный источник пожара. Одна из самых главных мер – строгое соблюдение правил противопожарной безопасности всеми теми, кто находится в лесу.

Соблюдая простые правила поведения, мы станем друзьями леса, и он откроет нам свои тайны.

Важнейшая составная часть леса – это деревья.

– Что такое дерево?

Это крупное многолетнее растение, имеющее корни, ствол, ветки, листья или хвою. Дерево – живое существо: оно растёт, развивается, питается при помощи корней и листьев, дышит и испаряет влагу через листья, цветёт, приносит плоды...

Мы постараемся узнать тайны у самого мудрого дерева. Помогут отгадать его название загадки о таёжных жителях забайкальского поэта Г. Андрюка. Из каждой отгадки нужно выбрать по одной букве для названия мудрого дерева.



1. Говорю о страшной силе
Про таёжку эту:
На носу его пятак,
Землю рыть большой мастак.
Толстый, мощный, как таран.
Все зовут его... (кабан).

2. В чаще леса есть таёжка
Невеличка, словно крошка.
Дом – просторное дупло,
Там и сухо и тепло.
День-деньской не до утехи:
Семена несёт, орехи.
По деревьям мчит стрелой...
Кто торопится домой? ... (белка)

3. Не умеет брать в лукошко
Шустрый маленький таёжка.
Эту ягоду и ту
Унесёт с собой во рту.
На спине его полоски,
Как полоски на матроске.
Всем по лесу добрый друг
Звать таёжку... (бурундук).

4. У таёжки этой пёстрой
Зуб и коготь очень острый,
Тонкий нюх, кошачья стать,
Смотрит где б кого поймать.
По деревьям влезет в высь...
Прячьтесь все, в засаде...(рысь)


Из слов-отгадок надо взять по одной букве: кабан – к, белка – е, бурундук – д, рысь – р. Получилось название дерева – кедр.

– Спросим у кедра о его жизни в лесу, о его друзьях и врагах, узнаем тайны мудреца.

Минутка релаксации. (Звучат звуки леса)

Зелёный цвет – цвет гармонии и равновесия. Зелёный цвет способен успокаивать и устанавливать мир в душе. Он – замечательный целитель, помогает рассеять отрицательные эмоции, снять беспокойство, уменьшить усталость. Неслучайно на природе, в окружении зелёной травы и деревьев мы чувствуем себя лучше, добрее и сильнее.

Зелёная песенка
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную песенку мне.

А. Стройло


Мы хорошо отдохнули, а теперь попросим мудрый кедр ответить на наши вопросы.

Прочитайте текст Г. Граубина «Кормная пинус сибирика».

Какие вопросы вы хотели бы задать кедру? Учащиеся задают вопросы, кто знает – отвечает на них, учитель уточняет ответы. Далее приводим примерные вопросы и ответы учащихся, опираясь на текст Г. Граубина.

Например, учащиеся могут составить такие вопросы:

– Когда кедр начинает плодоносить? (Приблизительно кедр начинает плодоносить после пятидесяти лет).

– Кто кормится кедровыми орешками? (Орешки грызёт не только белка. Бурундук, как и соболь, тоже большой любитель орехов. Сибирские косули, изюбры, кабарга, росомаха – все тянутся в кедровники во время шишкопада. На кедровых орехах быстро отъедается медведь, для кабанов орехи – лакомство. Когда орехи поспевают, все, кто может бегать, прыгать или летать, устремляются в кедрачи. И там начинается великий пир).


Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Тр-рах! – на опушку,
Бух! – на кукушку,
Хлоп! – на зайчишку
Падают шишки.
Эй, бурундук,
Забирайся на сук!
Живо, клесты,
Убирайтесь в кусты!
Глупые козы,
Прячьте козлят:
По лесу грозно
Идёт шишкопад!
В ветках зелёных
Чёрные вспышки.
Это со звоном
Падают шишки.

Г. Граубин

Если над кедровником взметнутся густые клубы дыма, невольно сожмётся сердце. Это не только горят деревья, но остаются без крова и пищи лесные обитатели.

Среди птиц любители орехов – это дятлы, сойки, поползни, рябчики, тетерева, синицы и даже вороны.

Кедровый осенний пир устраивают кедровки, их ещё называют ореховками. Кедровка прячет на зиму многие тысячи орешков, но находит не все. Потом эти орешки проклюнутся, и из некоторых вырастут настоящие большие деревья.

– Когда орешки начинают прорастать? (Орехам нужен зимний покой, причём обязательно на морозе, если орехи не поспят, они не взойдут).

– Нужны ли кедру для произрастания особые условия? (Кедр – царственное дерево, но неприхотливое. Растёт на голых камнях, на сухих песках, на болотах и вечной мерзлоте).

– Чего больше всего боится кедр? (Пожара. Даже в сырых кедровниках есть, где разгуляться огню, так как в хвое кедра много эфирных масел).

Страшное бедствие для леса – верховой или повальный пожар. При таком пожаре лес выгорает целиком. Пожар не щадит ни растения, ни животных. Хвойные леса выгорают на огромных площадях, оставляя после себя обширные гари. Помимо пожаров верховых, когда горит весь лес, бывают пожары другого типа – низовые. В этом случае горит только сухая подстилка на поверхности почвы. Такой пожар тоже представляет опасность. Огонь может легко перейти с земли на деревья. Чтобы не допустить пожара в лесу нужно строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Особая осторожность нужна при засушливой погоде, когда стоит жара, и продолжительное время не было дождей. В такие периоды лучше вообще не разводить в лесу костров, не пользоваться огнём. И крайне желательно, чтобы в это время в лесу находилось как можно меньше людей.

– Как люди используют кедр? (Кедровые орехи издавна заготавливали сибиряки, увозили далеко за пределы Сибири. Кедровая древесина идёт на изготовление мебели. Шкаф, сделанный из кедра, никогда не тронет жучок-древоточец. А замок в нём никогда не покроется ржавчиной. Рояли, сделанные из кедровой древесины, звучны и красивы. Только в кедровом ящике мука может храниться долго и не прогоркнет.

Масло, которое добывают из кедровых орешков, очень вкусное и питательное. Кедровая живица прекрасно заживляет самые опасные раны. Хорошие карандаши можно сделать только из кедровой дощечки.

Используя древесину кедра, люди должны помнить, сколько лет росло дерево, сколько много повидало оно, испытало, что чувствовало. Стараться бережно относиться к лесному богатству).


Какое сложное явление – дерево.
Вглядитесь! В каждом – облик утомлённый.
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце, как лимоны.
Потом зелёной хвоей и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснёт. Но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснётся.
В нём вековое волшебство,
В нём бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит, и что-то шепчет,
И хочет, чтобы поняли его.
Оно страдает молча. Я прочёл
В его морщинах горести нежданные...
Стул деревянен. Деревянен стол.
Но дерево – оно не деревянное.

И. Сельвинский


Более тридцати тысяч различных видов деревьев и кустарников составляют основу лесов нашей планеты. Перемешанные самой Природой с помощью ветра, солнца, влаги, почвы, они образуют всё многообразие лесов. Любой из них имеет свою родину и обладает только ему присущим лицом.

Задание. У каждого из вас на столах есть вырезанный из бумаги кедр. Представьте и нарисуйте, какое лицо может быть у мудрого кедра.


Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится, и пред зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, чёрные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.

В. Орлов


Учитель подводит итог по выполнению задания. Когда все кедры нарисованы, подклейте их на общий лист. Посмотрите, какой лес у нас получился. Какими добрыми глазами смотрят на нас деревья. Они ждут нашего доброго отношения к ним.

Давайте поблагодарим кедр за интересные рассказы, за то, что он поделился с нами своими тайнами. Не забывайте относиться к деревьям по-доброму, берегите лес.


Рефлексия урока

– Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?



Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес!

С. Погореловский


Литература

  1. Граубин Г.Р. Моя страна Сибирь. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 152 с.
  2. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011