Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Занятие для учащихся 5–6 классов «Таёжные богатства края» Н.Б. Нимбуева

Цель: Содействовать воспитанию личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Образовательные задачи:

- познакомить учащихся с понятием «тайга» как основном типе растительного покрова Забайкалья;
- расширить знания учащихся о хвойных и лиственных растениях;
- раскрыть учащимся многостороннюю ценность леса;
- показать влияние деятельности человека на лесную экосистему;
- проанализировать пути решения экологических проблем, связанных с лесом.

Развивающие задачи:

- развивать у учащихся познавательный интерес;
- развивать у учащихся экологическое мышление.

Воспитательные задачи:

- способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к природе;
- воспитывать эстетические чувства;
- прививать правила поведения в лесу.

Оборудование: картины с изображением леса, животных и растений, тематическая выставка литературы, гербарные экземпляры, фотографии леса своей местности, рисунки, лесная продукция и изделия, плакаты с высказываниями: – Лес – богатство и краса. С лесом жить нам веселей, береги свои леса.


– Здесь, в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
для всех, умеющих их тайну разгадать.

Р. Рождественский


– И ещё боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству, по лесу брожу.

Р. Гамзатов


Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя.


Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полудённый зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне –
И все печали снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зелёный лес!

В. Лукша


2. Объяснение учителя. Понятие «тайга».


3. Беседа с элементами объяснения, в которой даются портреты представителей хвойных и лиственных деревьев (с использованием гербарий, картин).


4. Рассказ с элементами беседы с использованием наглядности по теме: «Тайга и человек». Учащиеся самостоятельно формулируют вывод о том, какую роль играет лес в нашей жизни: лес – источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоёмов; место отдыха и туризма, источник здоровья, красоты пейзажа.


5. Беседа о таёжных бедах.


6. Сообщения учеников о вырубке леса.


7. Беседа по следующим вопросам:

- Какие компоненты входят в состав лесного биогеоценоза?
- Чем они связаны между собой?
- Какими путями осуществляется взаимодействие органических и неорганических компонентов лесного биогеоценоза?
- Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом?
- Каковы цепи питания в лесном биогеоценозе?
- Чем опасны лесные пожары, и каковы меры борьбы с ними?
- Что вы знаете о вреде, приносимом лесу насекомыми, и каковы меры борьбы с ними?
- Что произойдёт, если человек полностью вырубит все леса?

8. Работа в группах

Группа №1. Оцените степень антропогенных нарушений, имеющих место в лесной экосистеме нашей местности. Для оценки воздействия на лесную экосистему используйте следующие вопросы:

1. К какой группе по жизненной форме могут относиться виды травянистого яруса? Приведите примеры.
2. Какой слой почвы более насыщен корнями и корневищами?
3. Что происходит с почвой при частом посещении леса людьми?
4. К каким группам по отношению к световому режиму относятся растения, отмеченные в ярусе?
5. Как изменяется световой режим в лесу, где много вырубленных деревьев?
6. Встречаются ли в лесу луговые, сорные, придорожные растения?

№2. Следует ли лес в нашей местности взять под охрану? Определите критерии природоохранной ценности. Используйте следующие вопросы:

1. По карте Забайкальского края определите, является ли Хилокский район лесистым.
2. Можно ли по составу травянистого яруса судить о видовом богатстве сообщества?
3. Как оценить видовое богатство данного сообщества: бедное по числу видов, среднего богатства, богатое по числу видов?
4. Какие виды охраняемых растений здесь встречаются?
5. Каково проективное покрытие этих видов?
6. Встречается ли здесь лекарственные, пищевые растения?

9. Задание с иллюстративным материалом: рассмотрите фотографии леса нашей местности и установите степень отрицательного влияния человека. Какие мероприятия следует провести для сохранения или восстановления леса? (Исследования в лесничествах, производство лесных культур, лесное семенное дело, охрана лесов от пожаров, пропаганда идей бережного отношения к лесу).


10. Разработайте правила поведения, которые должен соблюдать каждый человек, находясь на природе.

Итог мероприятия

Формулирование выводов. Художественное слово учителя.


Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать,
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять.

П. Сергеев


Литература

  1. Томашевская Л.Б. Фитоценотическая характеристика биоценоза // Биология в школе. – 1999. – №7. – С. 36-40.
  2. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Общий очерк / Под ред. Р.Ф. Гениатулина. – Новосибирск: Наука, 2000. – 304 с.
  3. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). – Чита: Поиск, 2000. – 214 с.
  4. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). – Чита: Стиль, 2002. – 280 с.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011