Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.2.5 Воспитание ответственности на уроках литературы

 

С.В. Улькина

 

Урок по литературе: Тема ответственности человека в повести
В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Эпиграф к уроку: «Эта земля-то всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придёт... Нам Матёру только на подержание дали...» (В.Г.Распутин).

Цель урока: осмысление повести В.Г. Распутина, определение её проблематики и злободневности, акцентирование внимания учащихся на экологическом аспекте и связанных с ним нравственных проблемах.

Задачи урока:

Обучающие:

- знакомство учащихся с творчеством В.Г. Распутина;

- выявление экологических проблем в литературном тексте.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение анализировать художественный текст;

- развивать у учащихся умение точно, доказательно формулировать мысль.

Воспитывающие:

- воспитывать у учащихся ответственное отношение к природе, глубокое понимание значимости «долга» для человека.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Имя Валентина Григорьевича Распутина – современного писателя, Вам уже знакомо.

- Какие произведения В.Г. Распутина Вы читали? («Уроки французского»).

- Что знаете о Распутине? (Родился на Байкале, иркутянин, закончил Иркутский университет, бывал в г. Чите, пишет о Сибири и сибиряках...).

В современной прозе ясно прослеживается цепочка: природа – дом – память – историческая память, и как только одно из звеньев этой цепи разрушается, рассыпается и сама цепочка, разрушается незыблемость основ жизни человека, его душа – «самый корень жизни».

- О разрушении какого из звеньев этой цепи рассказывает В.Г. Распутин в повести? (Разрушение природы). Посмотрите, как в результате разрушения природы стремительно и безвозвратно разрушается и всё остальное.

Идея человеческого дома, корней человека, его исторической и человеческой памяти, идея слияния человека с природой, миром, ответственности каждого за всё происходящее вокруг нас – в центре повести.

Осмысление названия повести

Повесть называется «Прощание с Матёрой». Вы прочли повесть и знаете, что Матёра – название острова и деревни на реке Ангаре. Это особые места: родина Распутина, озеро Байкал, удивительные по красоте и щедрости места, сказочные (вспомните, мы писали изложение – легенду об Ангаре и Байкале).

В.Г. Распутин: «Посмотрел Господь: неласковая вышла земля... как бы не стала она на создателя обижаться! И, чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал» (из очерка «Байкал, Байкал»). Вот в каких благословенных местах стоит Матёра.

Прочитайте про себя запись на доске: «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – и всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра?» (Глава 4).

- Объясните диалектное слово «тем паче».

- Объясните значение выражения «всякой твари по паре» (библейское: Ноев ковчег, достаточно всего).

Матёра – земля, на которой веками в достатке жили люди. Она кормила их, здесь рождались дети и впервые «видели солнышко»

На доске запись: «Земля – всё, а уж из земли... и всё остальное, то есть и свобода, и честь, и жизнь, и семья, и детишки, и порядок, и церковь – одним словом всё, что есть драгоценного» (Ф.М. Достоевский).

- Земля называется Матёрой. Вслушайтесь в слово: с какими однокоренными словами ассоциируется это слово? (мать, матёрый, заматереть).

Существует несколько трактовок значения слова «матёра». Все они связаны с обозначением материнского начала. (Иногда «матёра» – коренное, основное русло).

Повесть Распутин начинает с описания Матёры. (Прочитайте отрывок вслух, обратить внимание на то, что повесть начинается с союза «и»).

- Какова роль союза «и»? (Продолжение, периодичность, бесконечность, вечность движения природы и жизни).

- Что же случилось с вечной прекрасной Матёрой?

Историческая справка: Братская ГЭС на реке Ангара у города Братск: построена в 1955-67 гг. Мощность 4500 МВт, средняя годовая выработка 22, 6 млрд. кВт/ч, напор 106 м. Братское водохранилище на реке Ангара: образовано плотиной одноименной ГЭС. Заполнено в 1961-67 годах. Площадь 5470 км2 . По реке Ангара длина 500 км, наибольшая ширина 33 км, по реке Ока 370 км.

Оказывается, всё рассказанное в повести правда... Родное село Распутина Усть-Уда было затоплено водами братского водохранилища. И писатель оказался человеком без родины, родной земли. Может быть, помня её, любя, переживая её гибель, и пишет он повесть. Почему же тогда не называет деревню, о которой рассказывает, именем родной деревни? Острова и деревни Матёра не было на Ангаре.

- Почему автор не называет деревню реальным именем? (Это обобщённый образ).

 

Проверка домашнего задания:

Художественный образ Матёры автор создаёт постепенно, на протяжении всей повести (художественное осмысление образа детьми по главам 1, 4, 7).

- Повесть называется «Прощание с Матёрой». Кто с нею прощается? Как прощается? (Дарья Васильевна Пинегина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Павел Пинегин)

Сцена прощания. Глава 11.

- Как Вы понимаете выражение: «Нам Матёру на подержание дали»?

- Ответственен ли человек за то, что происходит на Земле? Кто из героев выражает позицию автора?

В.Г. Распутин не только своими произведениями воспитывает в людях ответственность за происходящее, но себя чувствует человеком ответственным: не дал построить на Алтае водохранилище и затопить родную деревню Василия Михайловича Шукшина Сростки.

 

Письменная работа

«...вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?»

- Не слишком ли дорогая цена за электричество, на которое «пойдёт» Матёра? Какова позиция автора? А Ваша?

 

Домашнее задание:

- выявить образную систему повести;

- письменно ответить на вопрос: Есть ли у прогресса нравственные границы?

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011