Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.3.3 Интегрированная программа школьного компонента

«Экология водоёма: озеро Кенон и я»

 

Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, И.Ф. Кривенкова

 

Актуальность создания программы. Изучение экологии как предмета может быть осуществлено в рамках регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана. Разрабатывая программы по экологии, учителя сталкиваются с проблемой систематизации местного материала, выбора таких форм и методов организации занятий, чтобы они стали личностнозначимыми для учащихся.

Созданная программа и методическое обеспечение к ней могут быть адаптированы педагогами школ или учреждений дополнительного образования, в социоприродное окружение которых входит экосистема – озеро.

Цель программы: развитие экологической культуры учащихся в процессе изучения социоприродного окружения школы, включающего экосистему озера.

Задачи программы:

– развитие экологического мышления учащихся и целостного представления о природе в процессе познания законов экологии на примере социоприродного окружения школы, включающего экосистему озера;

– приобретение экологических умений и навыков в процессе проведения лабораторных работ, долгосрочного мониторинга и другой деятельности, направленной на выявление экологического состояния близлежащей от школы экосистемы, существующих экологических проблем и путей их решения;

– развитие положительных мотивационно-ценностных ориентаций, способствующих воспитанию у учащихся личной ответственности, гуманности, заботы в процессе изучения социоприродного окружения школы и организации созидательной экологической деятельности;

– приобретение социального опыта учащимися путём планирования мер по оздоровлению и личном участии в их практическом осуществлении в социоприродном окружении школы, включающем и самого школьника.

Возраст учащихся, продолжительность курса. Программа занятий рассчитана на учащихся 6-7 классов, количество часов – 64.

 

Формы и методы осуществления программы. На занятиях используются экскурсии в природу, разнообразные игры и игровые ситуации, метод интервьюирования местных жителей, создание творческих работ. Предусмотрены практические работы по изучению экосистемы озера, улучшению социоприродного окружения школы.

 

Тематический план программы представлен в приложении 12.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:

Уметь характеризовать:

       компоненты экосистемы и их взаимосвязь (на примере озера);

       причины редкости некоторых растений и животных Забайкалья на примере экосистемы озера Кенон;

       влияние деятельности человека на среду обитания и её последствия.

 

Уметь обосновывать:

       необходимость озеленения населённых пунктов в Читинской области;

       необходимость бережного отношения к видам и природным сообществам;

       влияние климатических, географических и геохимических особенностей Забайкалья на загрязнение атмосферы, почвы и воды (на локальном уровне).

 

Приводить примеры:

       типичных растений и животных, встречающихся в различных природных экосистемах (на примере экосистемы озера);

       редких и нуждающихся в охране видов растений и животных (на примере экосистемы озера);

       приспособлений организмов к условиям водной среды обитания.

 

Уметь применять знания на практике:

       соблюдать правила поведения человека в природе;

       соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёма;

       соблюдать правила техники безопасности при работе с токсичными веществами, лабораторной посудой, приборами и оборудованием в школе и дома;

       проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;

       наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в Забайкалье;

       устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;

       составлять пищевые цепи (на примере растений и животных озера Кенон);

       оценивать влияние антропогенных факторов на экосистемы Забайкалья (на примере озера Кенон);

       использовать различные методы исследования для изучении социоприродного окружения школы (методы исследования воды, воздуха, интервьюирование населения).

 

Рекомендуемая литература

 

1.       Горлачёв В.П., Золотарёва Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с.

2.       Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Рабочая тетрадь по экологии «Экология водоёма: озеро Кенон и я». Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 56 с.

3.       Экология (пособие для учителей Читинской области). Чита, 1997. 170 с.

4.       Экология городского водоёма. Н.: Изд-во СО РАН, 1998. 260 с.

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011