Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


1.3 Особенности организации мониторинга экологического
образования при интеграции Стандарта в образовательный процесс

Е.А. Игумнова

Целью педагогического мониторинга школы при интеграции Регионального образовательного стандарта является формирование целостного представления о количественных и качественных изменениях в системе школы, характеризующих качество экологического образования.

Задачи:

           выявление измерителей результатов экологического обучения и воспитания школьников;

           выявление критериев организационно-педагогических условий функционирования системы экологического образования школы;

           разработка технологии организации и проведения мониторинга экологического образования школы (планирование, подбор инструментария и т. п.);

           создание единой системы диагностики и контроля состояния экологического образования на всех уровнях школы;

           анализ состояния системы экологического образования школы и прогноз тенденций её развития;

           выработка предложений и рекомендаций о принятии управленческих решений по оптимизации функционирования и развития системы экологического образования.

Существуют разные группы критериев (показателей или параметров), на основе которых судят о достижениях, характеризующих влияние инноваций на личностный рост учащихся, педагогов, развитие методической системы школы и др.

Введение Регионального стандарта по экологии требует соответствующих дополнений в систему контроля знаний, умений и навыков, существующую в образовательных учреждениях. Проверка достижения каждым школьником требований Стандарта проводится с помощью специально разработанной системы заданий-измерителей. С целью обеспечения наибольшей объективности проверки в программу контроля включаются задания-измерители разнообразного характера: различного вида тесты, задания со свободно конструируемым ответом, практические задания. Это позволит проверить не только уровень усвоения учащимися основного объёма знаний по экологии, но и практических умений, выявить характер владения ими. Итоговый контроль в начальной школе проводится учителем в конце 3 или 4 класса (в соответствии с программой начальной школы). Итоговый контроль в основной и старшей школе организует учитель экологии или методическое объединение учителей естественнонаучного цикла. В тексте Стандарта приведены примерные тестовые задания для проверки знаний учащихся по экологии, разработанные авторами. Используя базовое содержание Регионального стандарта по экологии, учитель может составлять подобные тестовые и другие типы заданий, выявляющие уровень усвоения знаний учащимися.

При интеграции Стандарта наряду с проверкой знаний, умений, навыков по экологии у учащихся значимой становится проблема выявления их личностных качеств, связанных с уровнем экологической культуры. В структуре экологической культуры личности мы выделяем четыре взаимосвязанных и взаимопроникающих компонента: когнитивный; эмоционально-эстетический; ценностно-смысловой; коммуникативно-деятельностный, в соответствии с которыми разработана Модель выпускника с высоким уровнем экологической культуры. Эти четыре компонента и могут послужить содержательной основой при разработке мониторинга, выявляющего уровень экологической культуры.

Для того чтобы мониторинг достижений учащихся стал реальным фактором управления, он должен строиться на оптимальном сочетании разнообразных форм, видов и способов мониторинга. Представляется важным, что выводы о происходящих тенденциях в развитии экологической культуры учащихся можно делать, используя комплекс следующих методов: анкетирование, тестирование; наблюдение за отношениями детей к природе, друг к другу, к выполнению экологической созидательной деятельности; самоанализ отношения учащихся к природе; анализ продуктов творческой деятельности (сочинений-размышлений о природе, поделок и т.п.) и др. В ходе эксперимента нами был подобран удобный инструментарий мониторинга экологической культуры учащихся, который представлен в таблице «Организация мониторинга экологической культуры учащихся» (приложение 2).

Наиболее полную характеристику уровня отношения школьников к природе даёт показатель интенсивности субъективного отношения к природе, определяемый по методике «Натурафил», который включает основные компоненты отношения – когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный [14].

Становление экологической культуры учащегося – важный процесс в обучении экологии, наблюдение за которым должно происходить в динамике. Мониторинг экологической культуры учащихся даёт оценку не только системы обучения экологии и подготовки учащихся на данном этапе учебно-воспитательного процесса. Он способствует созданию условий для коррекции и совершенствования программы воспитательной работы и учебных программ по экологическим дисциплинам и экологизации предметов, что необходимо педагогическому коллективу для управления процессом качества обучения

Итак, мониторинг экологического образования должен носить системный и комплексный характер, его формы и методы, а также инструментарий должны соответствовать целям, содержанию и учитывать конкретную педагогическую ситуацию. В ходе мониторинга создаётся информационный банк исследования, на основе которого педагогическим коллективом принимаются конкретные управленческие решения.

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011