Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.2.1 Валеологические аспекты реализации Стандарта

 

Л.В. Шевелёва

 

Россия очень разнообразна по своим природным условиям, историческому прошлому, составу населения, традициям и культуре, по уровню экономического развития. В связи с этим становится необходимым формирование навыков сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни в соответствии с конкретными условиями окружающей среды.

Цель реализации валеологической составляющей Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать, что главная ценность жизни – здоровье, за которое он отвечает сам, и сам же обязан поддерживать его в нормальном состоянии.

Проанализируем программу по биологии в 8 классе (курс «Человек и его здоровье»). В названном курсе включены научные знания о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Программа курса предоставляет большие возможности для включения в неё следующих тем регионального стандарта: влияние климатических и других особенностей территории Читинской области на здоровье человека; заболевания, связанные с геохимическими (болезнь Кашина-Бека, Кешана, эндемический зоб), климатическими факторами, характерными для региона; причины, способствующие распространению сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний (особенности питания, гигиены, двигательной активности, вредные привычки); ситуация с заболеваемостью СПИДом и другими опасными заболеваниями в Читинской области; меры профилактики и защиты от заболеваний; здоровый образ жизни; активный отдых как форма человеческой деятельности и путь к сохранению и укреплению здоровья.

Для реализации Регионального стандарта на уроках биологии и внеклассной деятельности использовали следующие приёмы, методы и формы:

- включение в уроки материла, соответствующего экологическому региональному компоненту. Этот материал содержит не только информацию, но и рекомендации по сохранению здоровья в условиях проживания в нашем крае;

- выделение специальных уроков в конце темы или раздела, а также заключительного урока курса по теме: «За здоровый образ жизни»;

- проведение интегрированных уроков, например, урок по биологии и физкультуре по теме: «Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы»;

- организация различных форм внеклассной работы, направленной на укрепление привычки соблюдения здорового образа жизни.

Практика подтвердила, что достижение задач экологического образования требует применения таких приёмов, методов и форм обучения, которые будут:

а) стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний (нетрадиционные уроки, игры, конференции, семинары и т.п.);

б) способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: синтез, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, решение творческих задач и т.п.);

в) вовлекать учащихся в практическую деятельность (самонаблюдение, использование жизненного опыта, лабораторные работы, мониторинг, интервьюирование, анкетирование, пропаганда знаний, выпуск плакатов и листовок и т.п.).

Считаем, что подобная организация работы способствует решению целей и задач Регионального образовательного стандарта по экологии и направлена на становление у выпускника высокого уровня экологической культуры.

Тематическое планирование курса «Человек и его здоровье» с включением регионального компонента дано в приложении 8.

Представим один из конспектов уроков в 8 классе.

Тема: За здоровый образ жизни

Задачи урока:

- обобщить знания учащихся о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье;

-     развивать у учащихся знания о здоровье и здоровом образе жизни;

-     формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и оценки информации;

-     воспитывать у школьников ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблица «Вредное влияние курения».

Эпиграфом к уроку стали слова известного врача-кардиохирурга Николая Михайловича Амосова из его книги «Мысли и сердце»: «Добыть здоровье сможет только сам человек».

I. Материал для вводной беседы. Мифология древних греков рассказывает о боге Асклепии. У него было две дочери. Одну из них звали Панацеей, другую – Гигиеей. Первая умела лечить болезни, а Гигиея, по преданию, должна была охранять людей от этих болезней.

Уже много веков назад люди начали понимать, какое значение для здоровья имеют меры, направленные на предупреждение болезни. В конце XIX века в медицине были заложены основы нового направления по охране здоровья человека. В честь древнегреческой богини Гигиеи эту область науки назвали гигиена.

Здоровье – одна из самых больших ценностей человеческой жизни, основа успеха деятельности человека и главная предпосылка счастья. Но здоровый человек осознаёт это довольно редко. Зачастую задумываемся мы об этом серьёзно лишь тогда, когда нас настигнет и надломит болезнь.

 

II. Понятие «здоровье» и факторы его определяющие.

Так что это такое – здоровье? Обсуждение понятия с учащимися.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Академик В.П. Казначеев даёт такое определение: «Здоровье – процесс сохранения и развития биологических, физиологических, а также психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Оценка качества здоровья включает физическую, психическую, социальную удовлетворённость.

Факторы, определяющие здоровье человека:

- биологические возможности человека;

- социальная среда;

- природно-климатические условия.

 

В ходе обсуждения учащиеся заполняют предложенную им таблицу.

 

Таблица 1. Факторы, определяющие здоровье человека

 

ФАКТОРЫ

укрепляющие здоровье

разрушающие здоровье

-     общение с природой;

-     закаливание;

-     правильное питание;

-     двигательная активность;

-     полноценный отдых;

-     личная гигиена;

-     отказ от вредных привычек;

-     положительные эмоции...

-     неблагоприятные климатические особенности;

-     малоподвижный образ жизни;

-     вредные привычки;

-     неправильное питание;

-     загрязнение окружающей среды;

-     стрессы;

-     шумы...

 

Существуют разные точки зрения учёных о степени влияния того или иного фактора на здоровье человека. Наиболее признанной является модель состояния здоровья, отражённая в таблице 2.

 

Таблица 2. Степень влияния факторов на здоровье человека

 

Фактор, влияющий на здоровье

Степень влияния фактора

Здоровый образ жизни

50-55 %

Экологическая обстановка

20-25 %

Наследственность

20 %

Недостатки в работе здравоохранения

10 %

 

Таким образом, здоровье человека является результатом воздействия природных и социальных факторов в единстве.

 

III. Обсуждение отчётов групп о проделанной исследовательской работе:

1 группа. Среда обитания и здоровья.

2 группа. Санитарно-гигиеническое состояние школы.

3 группа. Вредное влияние курения (анализ анкетирования).

4 группа. Заболеваемость учащихся средней школы № 15.

IV. Защита листовок «За здоровый образ жизни».

V. Подведение итогов. Какой вывод мы можем сделать по уроку? (обобщающая беседа). Итак, здоровье – не подарок, который человек получает один раз на всю оставшуюся жизнь, а результат сознательного поведения, умения вести здоровый образ жизни (ещё раз обратиться к девизу урока).

Обсуждение рисунка, на котором жизнь представляется в виде дерева. Листья – дни жизни. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будет могучий ствол – здоровый образа жизни и три его равноценные ветви: я могу, я хочу, я должен. А этот мощный ствол питают корни – составляющие здорового образа жизни. И напоследок: верьте в личные возможности сделать свою жизнь здоровой, а значит, счастливой. Верьте! И всё, что от вас зависит, делайте! Успехов Вам!

Приведём план проведения одного из внеклассных мероприятий.

Внеклассное мероприятие по теме: «Общешкольная антиникотиновая кампания «...Я сегодня бросил курить»

Подготовительная работа состояла в проведение конкурса рисунков и плакатов на тему: «О вреде курения».

Первый день. 1) Вывешивание программы и объявления, которое состоит из 2-х частей. Первая половина объявления вывешивается утром:

«Курите! Курите! Курите!

Сигареты и папиросы!

Если хотите...

Вторая половина объявления вывешивается после третьего урока:

«Часто болеть и громко кашлять,

иметь жёлтый цвет лица,

плохо учиться и быть плохими спортсменами!!!

Приходите к нам, и Вы узнаете

Правду о КУРЕНИИ!»

2) Выступление агитбригады «Наследие Жана Нико» (о завоевании табаком Европы, последствиях табакокурения) (для 5 – 8 классов)

 

Второй день. 1) Проведение анкетирования по проблемам курения и его анализ. Примерные вопросы для анкетирования:

1. Курят ли Ваши родители? а) да; б) нет.

2. Пробовали Вы курить? а) да; б) нет.

3. Курите ли Вы сейчас? а) да; б) нет.

4. Я курю:

а) потому что чувствую себя взрослым;

б) за компанию;

в) из-за интереса;

г) другое ___________________ .

5. Знают ли Ваши родители, что Вы пробовали курить или курите?
а) да; б) нет.

6. О вреде курения Вы узнали:

а) от родных;

б) из газет, журналов, телевидения;

в) в школе.

 

2) Выставка плакатов и рисунков (5 – 11 кл.).

 

Третий день. Беседы по классам, классные часы, подготовленные учащимися (5-8 кл.).

 

Четвёртый день. Защита плакатов и рисунков (5-8 кл., 9-11 кл.).

 

Пятый день. Подведение итогов анкетирования и кампании антитабакокурения (линейка). Выявление и награждение классов «грамотами» по номинациям:

-  «За здоровое будущее!» (нет курильщиков).

-  «Ещё чуть-чуть и загнёмся!» (много курильщиков).

-  «Удар никотина по мозгам!»

-  «Докурились!».

Закрытие линейки стихотворением В. Маяковского: «Я счастлив!».

 

Интегрированный урок биологии и физкультуры

 

Тема: Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы

Этот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем физкультуры Т.В. Гурулёвой.

Задачи урока:

-        раскрыть влияние мышечной активности на формирование системы опоры и движения, взаимосвязь физической активности и здоровья;

-        изучить меры, предупреждающие нарушение осанки и развитие плоскостопия;

-        развивать у учащихся умение проводить самонаблюдение и тестировать показатели физического развития;

-        развивать у школьников навыки самостоятельной работы с учебником и учебными пособиями.

Оборудование: таблицы по теме, спортивный инвентарь, необходимый для демонстрации упражнений.

Предварительная подготовка к уроку:

1. Проведение теста: «Определение наличия плоскостопия» (проводят самостоятельно все учащиеся дома. Учебник Батуева А.С. и др. Биология человека. С. 223).

2. Разучивание комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия (группа учащихся под руководством учителя физкультуры).

 

I. Урок начинается с изучения нового материала. Учитель ставит задачи урока.

Человек! В. Шекспир восславил его так, как мог один лишь он: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностью! В обличьях и движении – как выразителен и чудесен! В действии – как сходен с Богом! Краса Вселенной! Венец всего живущего!» Сегодня на уроке мы обсудим то, что необходимо делать для того, чтобы оправдать высказывание В. Шекспира: «...в обличьях и движении – как выразителен и чудесен!»

II. Учащиеся работают в группах по изучению нового материала.

Задания для групп:

1 группа. Тема: «Влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы».

А) Прочитайте текст § 51 на с. 160; а также текст «Тренировка мышц, труд и спорт» (книга для чтения «Как быть здоровым», с. 25-26).

Б) Ответьте на вопросы:

-     каково влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы?

-     докажите на примерах важность физических упражнений для здоровья человека.

2 группа. Тема: «Гиподинамия и здоровье».

А) Прочитайте текст § 51 на с. 160 и дополнительный материал в книге «Как быть здоровым» (с. 25-26).

Б) Ответьте на вопросы:

-  что такое гиподинамия;

-  в чём причины гиподинамии;

-  какой вред причиняет гиподинамия человеку;

-  каковы способы борьбы с последствиями гиподинамии?

3 группа. Тема: «Хорошая осанка – необходимое условие нормального функционирования организма».

А) Прочитайте текст § 51 на с. 161, статью в «Популярной медицинской энциклопедии» (с. 425).

Б) Ответьте на вопросы:

-  что такое хорошая осанка;

-  какие могут быть нарушения осанки и каковы их причины;

- какой вред причиняет неправильная осанка внутренним органам;

-  как формировать правильную осанку?

В) Продемонстрируйте упражнения для выработки правильной осанки.

4 группа. Тема: «Плоскостопие и его профилактика».

А) Прочитайте текст § 51 на с. 161-162, статью в «Популярной медицинской энциклопедии» (с. 818).

Б) Ответьте на вопросы:

-  какое значение имеет сводчатость стопы;

-  как изменяется стопа при плоскостопии;

-  чем вызывается плоскостопие;

-  что нужно делать, чтобы избежать плоскостопия?

В) Покажите упражнения для коррекции плоскостопия.

Обсуждение результатов работы в группах и демонстрация упражнений.

 

III. Работа в группах по решению задач повышенной трудности:

1.     Все знают, что спину надо держать прямо, но врачи определяют иногда такое нарушение осанки как «прямая спина». Объясните, что это за нарушение?

2.     Почему человеку, страдающему плоскостопием, трудно ходить?

3.     Почему вредно сидеть с перекрещенными ногами?

4.     Почему близорукие люди часто страдают сутулостью?

5.     Ученик, систематически измеряя свой рост, со временем заметил, что вечером он на 2 см ниже, чем утром. Нормально ли это?

6.     Мама учащегося переживает, что занятия тяжёлой атлетикой могут замедлить рост подростка. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте ответ.

7.     Правда ли, что в некоторых случаях по особенностям строения скелета можно определить профессию человека? Приведите примеры.

8.     Может ли привычка постоянно сосать палец привести к нарушениям костно-мышечной системы?

 

IV. Обсуждение работы в группах, вывод по уроку.

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011