Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


3.2.4 Ценностно-смысловые аспекты воспитания экологической

культуры учащихся при изучении литературы в 5 классе

 

С.К. Толстихина

 

Тема «Человек и природа» плотно легла в основу программы школьного литературного образования. С мыслями о природе русская литература связывала представления об естественности человеческого сосуществования и истоках нравственности. Гармония социального и природного в жизни – это гармония ума и сердца, разума и чувства. Такой подход к прочтению произведений, предложенных программой, позволяет говорить о системе в работе учителя-словесника. Актуализация темы «Человек и природа» при изучении литературы в 5 классе нами рассматривается как одно из средств развития экологической культуры учащихся.

Таблица 7. Система изучения литературы в 5 классе

(по программе Т.Ф. Курдюмовой)

 

Произведения по программе

Тема, идея, указанные в программе

Акцент, сделанный учителем при изучении

1

2

3

1 группа произведений. Произведения, посвящённые любви к «братьям нашим меньшим». Идея: превосходство над природой невозможно; превосходство человека над природой приводит к очерствению души и дисгармонии.

Г.Х. Андерсен

Сказка «Соловей»

Призыв любить живую природу.

Отход человека от единства с миром природы грозит нравственной и физической гибелью.

Природа беззащитна, доверчива, не помнит зла.

И.С. Тургенев

Рассказ «Муму»

Любовь Герасима ко всему живому.

Возвращение в деревню как нравственная победа героя.

Характеристика образа Герасима: могучий, сильный, но немой. Герасим красив в чувствах и поступках, в чувстве свободного единения с миром.

К.Г. Паустовский.

Сказка «Тёплый хлеб»

Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика.

Призыв быть добрыми, совестливыми, не обидеть безответное животное, уметь повиниться, осознав свою вину.

А.П. Платонов

Сказка «Волшебное кольцо»

Доброта как лучшее человеческое качество.

Утверждение доброты как лучшего человеческого качества. Бескорыстие как основа доброты.

1

2

3

Д.С. Мережковский

«Природа», «Мать», «Что шепчет парк»

Любовь к природе в век техники.

Утверждение силы и красоты материнского чувства.

Утверждение силы и красоты материнского чувства у всего живого.

Гибель природы – гибель человечества.

Призыв сохранить, пожалеть, защитить.

И. Северянин

«В парке плакала девочка...»

«Незатейливое» стихотворение с простым сюжетом ставит проблему экологии.

Призыв быть сострадательным, добрым.

В.И. Белов

«Скворцы»

Идея доброты и любви к «братьям нашим меньшим» как основа нравственности, закладываемой с детства.

Тема дома как составная часть темы «Человек и природа».

Идея: забота друг о друге – показатель доброты и любви. (Семья Павлуни – семья скворцов).

 

Итак, в 1 группе произведений названы вечные темы русской литературы: тема любви, совести, сострадания и милосердия, тема дома. Определён нравственный выбор: человек и природа – единое целое.

 

2 группа произведений – произведения, раскрывающие мир родной природы, её поэтические картины, любовь к ней.

Идея: природа – это категория прекрасного, учись видеть прекрасное в обыденном, понимать и любить.

И.А. Бунин. Психологическая лирика: «Детство», «Сказка». Поэт рисует мир природы, светлый и добрый, в гармонии с душевным состоянием лирического героя.

С.А. Есенин. «Берёза», «Нивы сжаты», «Топи и болота...». Тема любви и нежности как к замечательным по красоте, так и к обыденным, невзрачным картинам природы. Идея – чувство искреннего, невзыскательного отношения к природе.

М.М. Пришвин. «Времена года». Тема любви к родной природе. Идея – защити!

И.С. Шмелёв. «Мартовская капель». Гармония света и жизни, дома и детства. Идея – постижение своего внутреннего «Я», самооткрытие.

Итак, во 2 группе предложены разные по жанру произведения, рисующие картины родной природы и мира детства. Они помогают пятиклассникам в создании образа родной земли, рождении чувства единения, неразрывной связи человека с миром, чувства эмоциональной близости.

3 группа произведений – произведения, раскрывающие конкретные отношения человека с природой. Тема – борьба за жизнь человека, оставшегося наедине с природой. Идея: надо изучать и знать законы природы, уметь быть самостоятельным в поступках, физически выносливым, уметь выживать в экстремальных условиях. Человек не должен бояться природы, а должен знать её законы.

 

Список литературы для внеклассного чтения

1 группа произведений: Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

2 группа произведений: К.Г. Паустовский «Мещерская сторона»

3 группа произведений: Д. Дефо «Робинзон Крузо»

 

Методические разработки уроков

 

1.       И. Северянин «В парке плакала девочка...»

 

Тема урока: Что значит быть сострадательным?

Задачи: формировать навыки выразительного чтения стихотворения и навыки анализа художественного образа; развивать культуру речи; воспитывать чувство милосердия и доброты.

 

1. Лексическая работа

Сострадание – понять страдания другого.

Милосердие – проявить сердечность, прийти на помощь.

Потрясение – состояние глубокого волнения, переживания.

Проблема – трудноразрешимый вопрос.

 

2. Чтение наизусть стихотворения.

 

3. Беседа.

- Почему девочка плакала?

- Она жалела ласточку, у которой была переломана лапочка. Ей были понятны страдания птицы.

- Девочка сочувствует ласточке. Это выражено не только в поступке, но и в речи. Докажите.

- Эпитет «бедную» (птицу) свидетельствует о жалости девочки. Она хочет помочь ей: «В платочек (уменьшительно-ласкательный суффикс) укутаю». Она обращается за поддержкой в сочувствии к старшему: «Посмотрите-ка, папочка!» (обращение).

- Почему отец был потрясён этим поступком дочери?

- Он знал её беззаботной, шаловливой и капризной. В дочери в эту минуту он открыл новое – доброту, умение прийти на помощь другому.

- Почему отец простил «все грядущее и капризы и шалости» своей дочке?

- Девочка очень добрая, сострадательная. Это главное человеческое качество.

 

4. Рассказы детей о пережитых, увиденных и прочитанных случаях сострадательного отношения к животным.

 

5. Устное рассуждение на тему: что значит быть милосердным, сострадательным?

 

6. Выразительное чтение стихотворения учителем.

 

7. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.

II. Д.С. Мережковский «Что шепчет парк».

 

Тема урока: Трагедия парка.

Задачи урока: формировать понятие о художественном образе, об образе лирического героя; умение определять тему и идею произведения; развивать навыки выразительного чтения и навыки устного рисования.

 

1. Лексическая работа.

- Трагедия (найти слово из краткого словаря литературоведческих терминов, с. 222). В основе трагедии лежат непримиримые жизненные конфликты, которые могут повлечь катастрофические последствия, даже гибель героя.

- Повторение: тема, идея, художественный образ (картины жизни, нарисованные писателем, поэтом, проникнутые его чувствами). Образ лирического героя в стихотворении.

 

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть и выяснение впечатлений учащихся.

 

3. Устное рисование.

1) Нарисуйте образ парка.

Парк внешне редкий, пни старые и свежие, обломанные ветви. Нет былого шума, нет былой силы. Лишь шепчет: «Вскоре я не буду... Но я ведь жил – была пора... » Парк страдает от жёстокости тех, кто раньше его посадил. «Исполин» был, теперь умирает, погибает. Виновник его гибели – человек. Парк «внимает гул убийцы-топора».

2) Нарисуйте образ лирического героя.

Лирический герой умеет понимать природу, он слышит голос – шёпот деревьев. Сострадательный, добрый, «тоскует душой смертельно», ему плохо от того, что бесцельно уничтожается парк. Ему трагично больно, значит, он может погибнуть в результате беды – гибели парка.

 

4. Пунктуационный анализ. Объясните многоточие в речи парка.

За первым многоточием (Вскоре я не буду...) – недосказанность: смерть. За вторым многоточием (Но я ведь жил – была пора...) – недосказанность: память о своём величии. Эти многоточия – как тяжёлые вздохи.

 

5. Беседа. Какова идея стихотворения?

Сохрани жизнь (дерева, парка, птички) – сохрани природу, сохрани прекрасное. Пожалей, защити (дерево, парк, птичку) – защити и себя, своё душевное равновесие, свою жизнь.

Если человек вступает в конфликт с природой (топор – человек уничтожает парк), наступает трагедия.

 

III. И.А. Бунин «Детство».

 

Идея стихотворения – человек счастлив в общении с природой. Стихотворение пронизано светлым чувством радости: дышать «сладостно», бродить «весело».

 

IV. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

 

Темы уроков: 1. Рыболовецкая бригада Григория Шадрина.

2. Васютка в лесу.

3. Васютка на озере.

 

Тема урока: Васютка в лесу

Эпиграф к уроку: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» (В.П.Астафьев).

Задачи урока: формировать навыки работы с текстом литературного произведения; обучение созданию характеристики героя через анализ его поступков; ввести термин «робинзонада», повторить понятие «художественный образ»; продолжить знакомство со сквозной темой «Человек и природа»; развивать навыки диалогической и монологической речи учащихся; воспитывать чувство преодоления страха в экстремальных ситуациях.

 

1. Ролевая игра в заданной ситуации.

1) Роль учеников – жители посёлка, куда вернулась бригада Григория Шадрина с осенней путины. Ситуация: встреча – беседа.

Цель: использовать специальную лексику, показать понимание жизни рыбаков.

- Сколько центнеров рыбы брали за тоню?

- Как прошла путина?

- Прочна ли была снасть?

- Какое настроение было у рыбаков?

- Как вели промысел до путины?

2) Роль учеников – дедушка Афанасий.

Ситуация: ворчит, что уловы малы.

Цель: показать знание текста, использовать разговорную лексику, суметь сымпровизировать, показать умение понимать художественный образ. «Нету нынче нам фарту. Оскудел батюшко Енисей» и т.д.

 

2. Составление художественного образа мальчика Васютки.

2.1 Беседа.

1) Зачем среди этого серьёзного народа появился мальчик Васютка?

(Жил с отцом-матерью. У него было дело: снабжал орехами рыбаков).

2) Какими чертами характера обладал он? (Трудолюбивый: «Эта работа была ему не в тягость». Любил лес: «Мальчишке нравилось бродить». Не боялся леса: «Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт». Самостоятельный – за орехами ходил по своей инициативе, без указа, заботился о других, о нём тоже заботились).

2.2 Нарисуйте устно портрет мальчика в тот момент, когда он выходит в тайгу за кедровыми орехами (ему тринадцать лет, коренастый, ружьё на плече, патронташ на поясе, мешок с краюшкой хлеба и со спичками. Готов к встрече с тайгой «мужичок-таёжник»).

3. Контроль домашнего задания. Рассказы учащихся по рисункам, на которых изображён эпизод, оказавший наиболее сильное впечатление.

4. Работа с текстом. В тайге вместе с Васюткой.

Учитель ставит перед учащимися проблемную ситуацию: мы отправились в тайгу вместе с мальчиком и заблудились. Постарайтесь понять, почему заблудились и почему всё-таки победили тайгу.

1) Найдите в тексте художественный образ тайги. С.129.

«Тайга...Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем...» Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаяньем: «Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!»

2) Беседа.

- Какой эпитет подчёркивает, что тайга не помощница в беде мальчику?

- Эпитет: равнодушная.

- Помогут ли Васютке мамка, папка, дедушка?

- Нет, они не знают, где Васютка.

- Как ему быть? На что надеяться?

- Васютка остался один на один с суровой природой, только сам.

Вывод: Он только сам себе может помочь, если нет – погибнет. В тайге надеяться на случайность нельзя.

3) Ответ на вопрос. Почему мальчик заблудился, ведь он не новичок в тайге?

Во-первых, его охватил азарт в погоне за глухарем. Во-вторых, когда он обнаружил, что не видно затесей, «страх начал его давить».

Художественный образ – паутина, в неё попалась крупная муха. И «бьётся, бьётся, жужжит слабеющими крыльями». Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, попавшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился.

Вывод: безумный азарт и страх могут погубить человека.

5. Исследование. Что помогло выстоять и не погибнуть Васютке?

1) Тщательно готовился к выходу в лес. К ближнему походу – почти как к дальнему: краюха хлеба, спички, ружьё, патронташ.

2) Хорошо знал законы тайги и многое умел, чему учили:

- «всякая таёжная дорога начинается с затесей»;

- «трепет перед драгоценным припасом» (порох, дробь);

- знал, что кедровка – птица полезная, разносит семена;

- «почти голая сторона у ели – север, а где ветвей больше – юг»;

- «перво-наперво надо развести огонь»;

- «надо запастись на ночь дровами»;

- «мешок с остатками еды подвесил на сук», чтобы никто не добрался до харчей;

- место для ночлега готовит, как настоящий таёжник;

- еду смог приготовить без посуды и воды;

- сумел добыть еду;

- трава обычно растёт вблизи больших водоёмов.

3) Какие качества характера проявил Васютка в борьбе за своё выживание?

- Рассудительность.

- Умение пошутить над собой (разговор с белкой).

- Забота о родных: «Плачет, поди, мамка».

- Храбрость (поединок с корнем).

- Настойчивость.

- Сила воли («пока хватит терпенья, не трогать хлеб»).

4) Вы были вместе с Васюткой в тайге. Смогли бы вы без него выжить в таких условиях?

Нет, мы так не знаем тайги. В лес идём, как на прогулку. Не знаем законов природы. Нет ещё выносливости, сноровки, знаний.

6. Введение термина.

Робинзон – человек, сумевший выжить в условиях вне цивилизации.

Робинзонада – приключения человека, оставшегося наедине с природой.

7. Вывод. Решение проблемы. Кто же победит в условиях «равнодушной» природы? (см. эпиграф).

Не хлипкий, а волевой, сильный, самостоятельный, умеющий многое делать сам, знающий законы природы.

8. Рекомендация к внеклассному чтению: Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», М.Е. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил».

9. Домашнее задание (на выбор):

1) Рассказ «Мука – вперёд наука».

2) Пересказ, близкий к тексту. С. 136.

3) Сочинение «Моя робинзонада».

 

 

 


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011