Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


А.А.Суханов учитель МОУ СОШ №1 городского округа ЗАТО п. Горный


Организация научно-исследовательской работы (НИР) учащихся при изучении региональной экологии


«...все больше и больше будущее
человечества представляет собой бег
на-перегонки между образованием
и катастрофой».
Г.Уэллс


С начала 2007/2008 учебного года на базе МОУ СОШ №1 городского округа ЗАТО п. Горный была создана экспериментальная площадка по апробации учебного курса «Региональная экология». Необходимость разработки такого курса и его реализации в школах Забайкальского края диктуется жизненно важными потребностями: жить в здоровой окружающей среде; в качественном образовании; социально-экономической потребностью региона в сохранении уникальной природы Забайкалья; потребностью страны в сохранении природных ресурсов и здоровья граждан; потребностью сохранения биосферы и человечества в ней, т. е. дальнейшего устойчивого развития цивилизации.

Именно эта причина в свете Концепции устойчивого развития ставит экологическое образование ведущим условием решения проблемы выживания человечества.

Современный этап модернизации образования характеризуется не только сменой экономических парадигм на экологические, но и переходом от «репродуктивных» (традиционных) форм обучения к «активным». Последнее связано с повышением уровня эффективности обучения, то есть, направлено на подъём количественных и качественных характеристик как получаемых учащимися знаний, так и воспитания.

Естественно-экологическое образование и воспитание в рамках образовательных учреждений, на настоящий момент не может в силу ограниченности рамками базисного плана и поурочной системы обучения полностью выполнить запрос современного общества. Часть решения этой проблемы может взять на себя самообразование школьников, и как его составные элементы – научно-исследовательская и научно - поисковая работа учащихся.

Любой вид работы, проводимой в общеобразовательных учреждениях с учащимися, имеет под собой конкретную основу, служащую определённым целям. Эти цели в той или иной мере решаются тремя основными направлениями работы с детьми и подростками – их воспитанием, их обучением и развитием их способностей.

Организация, руководство и проведение научно-исследовательской (научно-поисковой) работы учащихся – это также одна из форм процесса обучения. Положительной стороной такой деятельности школьников является то, что слияние науки и образования позволяет подготовить в рамках общеобразовательных учреждений перспективных молодых людей, способных инициировать поступательное движение в развитии российской науки и экономики. Деятельность учащихся под руководством специалистов представляет собой творческий процесс, участвовать в котором могут способные, продвинутые и одаренные школьники. Результаты такой работы могут служить не только становлению личностей подростков, но и выходить за рамки образовательных учреждений, находя применение в тех областях деятельности человека, где они востребованы (например, сбор данных статистического или научного характера). Это условие является идеальным в организации и проведении научно – исследовательской работы с учащимися, а характер работы обуславливает их профессиональную ориентацию и выбор профиля дальнейшего обучения.

Опыт педагога по организации, руководству и проведению НИР не может базироваться на пустом месте. Чтобы такой опыт приобрести, недостаточно быть просто хорошим учителем или закончить определённой направленности курсы повышения квалификации. НИР учащихся требует от руководителя не только запаса сверх программного специализированного багажа знаний, умений и навыков, но и присутствия определённых человеческих черт характера, позволяющих заниматься такой работой. Педагог-руководитель должен быть энтузиастом своего дела, человеком способным увлечься исследованием чего-либо и увлечь этим других, быть не равнодушным и в то же время очень требовательным и терпеливым, умеющим разбираться в людях, имеющим организаторские способности, упорство и готовность к преодолению самых неожиданных трудностей в достижении поставленной цели.

Научно-исследовательская работа учащихся - одна из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, научные общества и конференции - всё это позволяет учащимся начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой могут заниматься все учащиеся. Написание рефератов, НИР, а в дальнейшем курсовых и дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Учащийся, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, учащийся развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых учащийся, особенно на первых шагах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. Часто труд преподавателя сравнивают с трудом садовника. Так вот, «если подготовку простых учащихся можно сравнить с выращиванием картофеля, где имеются наработанные технологии и удобрения, то подготовку будущих научных работников в кружках и лабораториях можно сравнить с выращиванием редкого на наших полях ананаса. Один неверный шаг, один неверный совет - и весь долгий труд может оказаться бесполезным, и редкое растение просто погибнет, не принеся плодов».

Научно-исследовательская работа учащихся - это одна форм учебного процесса, где дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении выходят на первое место.

Как любой другой вид деятельности НИР имеет положительную и отрицательную свои стороны. К положительным можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности:

- рефлексивные умения;

- поисковые (исследовательские) умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- менеджерские умения и навыки;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

Негативные стороны исследовательской технологии представляют:

- неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

- сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

- риск неудачного окончания работы;

- повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

- невозможность включить значительное число учащихся в НИР.

Исследовательская работа представляет собой определенную последовательность действий-этапов:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) представление, внедрение и эффективность использования результатов научных исследований.

Немаловажное значение имеет актуальность проблемы исследования. Часто выявление актуальности — это отдельная специальная работа. Затруднения у практиков в этом плане возникают из-за недостаточно глубокого теоретического анализа уже имеющихся научных работ и недостаточных знаний в области исследования. Исследование можно считать актуальным, если оно, во-первых, отвечает научной потребности практики, а, во-вторых, не имеет соответствующего готового научного решения.

Идеальным условием для проведения НИР с учащимися является практическая значимость получаемых в ходе исследования результатов.

Научно-исследовательская деятельность учащихся не всегда превращается в НИР. Это связано с тем, что в ходе такого рода деятельности, обучающиеся должны пройти определённые этапы своего становления, то есть приобрести достаточный опыт практика-исследователя. Рост исследовательского опыта учащихся легко отслеживается анализом уровня работ-отчётов.

Первый уровень – теоретический. Он в свою очередь подразделяется на ряд подуровней: элементарный, средний и высокий.

Элементарный теоретический уровень работ-отчетов включает в себя подготовку коротких (двухминутных) сообщений иногда без письменного (печатного) представления. Такие работы носят краткий информационный характер и знаменуют собой начальный этап работы со специальной литературой. Главной чертой отличия этих работ является отсутствие в них собственных анализа и выводов учащихся. Примером могут служить сообщения: «Барри Коммонер – краткая биографическая справка» или «Этимология слова "экология"».

Средний теоретический уровень представляют короткие сообщения по определённой тематике, но в отличие от работ элементарного уровня, они носят малый исследовательский характер и включают в себя элементы анализа и выводов учащихся. В таких работах собственные мысли и идеи обучающихся могут быть графически представлены как в текстовой форме, так и в форме фотоматериалов, рисунков, графиков, диаграмм, схем, таблиц и т. д. Основными признаками этого уровня работ являются присутствие в них графически представленных элементов собственных исследований и в то же время незначительный объём содержания. Примером таких работ могут быть небольшие фотовыставки, небольшие исследовательские методики, алгоритмы и схемы различных промеров и анализа («Схема промеров для морфометрического анализа рыб семейства Сомовые»).

Высокий теоретический уровень работ-отчетов подразумевает подготовку сообщений-докладов творческого характера по различной тематике. Эти работы должны являться исследовательскими и включать в себя описание всех составляющих исследования. Содержание таких работ может носить как обучающий характер, так и научный. Характерной чертой таких работ является произвольный характер их оформления («Озоновая история», «Ихтиофауна реки Ингоды», «ООПТ Забайкальского края», «Озеро Арей» и т. д.).

Общей чертой работ первого уровня является их чисто информационная направленность без особых претензий к оформлению и порядку изложения материала.

Второй уровень – исследовательский реферативный. Работы этого уровня – рефераты несут в себе не только информационную нагрузку, но и должны быть оформлены согласно определённых требований. Методических рекомендаций по оформлению реферативных работ в литературе встречается довольно много. Разнообразие таких работ может быть представлено большим количеством вариантов. Более высокий уровень реферативных работ по сравнению с лучшими теоретическими прослеживается в системном подходе к проведению исследования и соблюдению общепринятых норм и правил в печатном (графическом) их оформлении, то есть работу высокого теоретического уровня можно превратить в реферат или его составляющую. Все работы реферативного уровня не теряют своего творческого и исследовательского характера. Рефераты школьников в своей основе имеют обучающую направленность, но могут включать в себя и элементы научности. Примером реферативной работы может послужить реферат «Методика определения возраста представителей ихтиофауны верхнего и среднего течения реки Ингоды».

Третий уровень – научно-исследовательский. Научно-исследовательская работа (НИР) представляет собой одну из самых высокоуровневых форм самостоятельной учебной или учебно-научной деятельности учащихся. Эти работы характеризуются высоким уровнем самостоятельности учащихся начиная от выбора темы и заканчивая выводом. Самостоятельность в формулировании целей и задач, в подборе или разработке методик проводимого исследования, в проведении анализа полученных результатов, в формулировке выводов, различного рода рекомендаций и т. д. – главная характерная черта работ такого уровня.

Самостоятельность замечательное свойство человека – результат воспитания и самовоспитания личности, ее творческих возможностей. Возможность лишь отдельных учащихся заниматься научно-исследовательской деятельностью обусловлена достаточным уровнем подготовленности и личностными качествами этих подростков. Дальнейшее их обучение в высших учебных заведениях чаще всего определяется темами их школьных НИР, то есть исследовательская деятельность чаще всего становиться предпрофильной подготовкой в дальнейшем их становлении как специалистов-профессионалов.

Региональная экология помогает учащимся вовремя сориентироваться в избрании направления своей исследовательской деятельности. Так, Вьюнов Кирилл – ученик МОУ СОШ № 1 ЗАТО п. Горный занимаясь изучением местной ихтиофауны и добившись в этом определённых успехов (его работа «Карась серебряный» получила третье место в областном конкурсе), в ходе изучения региональной экологии, изменил направленность своих исследований (тема его НИР, отправленной на конкурс «Шаг в науку» - «Современное состояние особо охраняемых территорий (ООПТ) Забайкальского края (Читинской области) на примере памятника природы «Степное сообщество пади Кислый Ключ», памятника природы «озеро Арей» и Ивано-Арахлейского заказника»). Данная НИР явилась результатом самостоятельной деятельности ученика в течение последних полутора лет, а интерес к теме работы возник в ходе изучения региональной экологии.

У многих учащихся в ходе изучения региональной экологии возникает желание заниматься исследовательской деятельностью в том или ином экологическом направлении. Ряд подростков уже делают первые попытки в этом направлении. Однако для педагогов здесь возникает ряд трудно преодолимых препятствий. Во-первых, НИР подразумевает индивидуальную работу с учащимися и поэтому более четырёх человек один педагог курировать физически не сможет. Администрация же чаще всего предлагает вести такую работу в рамках кружка, количество учащихся, в группе которого составляет не менее девяти человек. Кроме этого здесь требуется составление программы и тематическое планирование по часам занятий (как это сделать в период экспедиционных выездов или проведения экспериментальной части?). Во-вторых, такая работа педагога отнимает огромное количество времени и сил, но при этом не имеет нормативно-правовой основы, то есть возникают трудности в оплате такой деятельности педагога. В-третьих, являясь руководителем работы, педагогу приходится быть организатором выездных мероприятий (например, полевых экспедиционных выездов, встреч со специалистами и т. д.), выискивать способы финансирования таких дел. В-четвёртых, педагог взваливает на себя огромную ответственность за жизнь и здоровье школьников, особенно если проводятся полевые исследования. Здесь проблемой может стать даже противоэнцефалитная прививка учащихся и т.д.

Из вышеизложенного видно, что стать руководителями НИР могут лишь педагоги-энтузиасты, учителя для которых такая работа выступает в роли их хобби, те, кто не боится ответственности и для кого моральное удовлетворение является более весомым по отношению к материальному благополучию.

Использование научно – исследовательской работы в процессе обучения региональной экологии имеет видимые и значимые перспективы. Подтверждение этому мы можем найти и у профессора Е.Н. Дзятковской [3]: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не стал эрудированным, а тот, кто не научился учиться».


Литература:

1. Программа: Региональная экология – Чита: АНО ЦНОП. Изд-во ЗабГПУ, 2004. – C.13.

2. Харитонов Н.П. Рекомендации по проведению и оформлению исследовательских работ // Материалы Всероссийского конкурса исследователей окружающей среды. – 2001.

3. Материалы педчтений профессора Е. Н. Дзятковской (Чита, декабрь 2008 год).


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011