Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


Т.А. Федорова
учитель химии, биологии, экологии МОУ
средняя общеобразовательная школа
с. Урейск Акшинского района


Учет социоприродного окружения средней общеобразовательной школы с. Урейск Акшинского района в процессе аробации учебника «Региональная экология»


Необходимость реализации регионального компонента по экологии в школе диктуется жизненно-важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образова-нии. Развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные ситуации своего ре-гиона, района. Учет социоприродного окружения школы при изучении курса «Регио-нальная экология» осуществляется через проблемные задания, творческие работы, которые предусмотрены в учебнике, активное участие в различного рода посильных мероприятиях по решению экологических проблем своего района. Таким образом, курс содействует воспитанию экологической культуры учащихся через освоение зна-ний по региональной экологии.

В школе созданы условия, которые способствуют осуществлению реализации программы курса:

1) выделен 1 час в неделю региональной экологии из школьного компонента в 9 классе;

2) приобретены учебники «Региональная экология»;

3) часы ведет преподаватель химии-биологии;

4) оборудованный кабинет биологии;

5) есть желание учащихся и родителей узнать больше о состоянии природы в своем регионе, районе.

Объектом эксперимента по реализации регионального компонента по эколо-гии и апробации учебника стали знания и умения школьников как основа экологиче-ской культуры. Предполагалось и активное участие школьников в изучении и реше-нии местных экологических проблем. Формами и методами учебного процесса стали: участие в экологических праздниках, конференциях, слетах, рейдах по очистке берега реки Акшинка, леса, школьной территории, исследовательской деятельности, днях здоровья, экоднях, работе по уходу за посадками и т.п. В реализации регионального компонента по программе «Региональная экология» участвовало: в 2007-2008г – 14 учеников 9 класса и в 2008-2009г – 11 учеников 9 класса.

Основными методами исследования стали: тестирование, анкетирование, выполнение исследовательских работ, решение практических задач на базе пришкольного опытного участка, сада, теплицы Урейского лесничества, лесного массива возле с. Урейск, реки Акшинка.

Анализ, проведенных практических и теоретических работ показал, что для большинства учащихся природа ассоциируется с её красотой. Наиболее интерес-ными оказываются темы, которые являются с их точки зрения практически значимы-ми.

В 2007-2009 учебных годах для исследований, мини-проектов были отведены часы на занятиях элективных курсов по биологии, химии, в работе НОУ, школьного лесничества. Были проведены экодни, создана экологическая тропа с целью изуче-ния и охраны мест обитания живых организмов. В кружке «Школьное лесничество» учащиеся осуществляли анализ и оценку воздействий факторов окружающей среды (антропогенных) на биоразнообразие (сорных, лекарственных растений, древесных пород и др), знакомились с правилами поведения в окружающей среде, изучали по-следствия ведения деятельности человека на лесной биоценоз и оценивали степень озеленения пришкольной территории НОУ.

Учащимися в 2008 году для творческих работ были выбраны темы «Загрязне-ние воздуха, воды, почвы», «Многообразие экосистем и биологическое разнообра-зие», «Водные объекты на примерах местных объектов».

Теоретические занятия были направлены на изучение: основных экологиче-ских терминов и понятий; особенностей типичных экосистем своей местности; мно-гообразия видов этих экосистем; основных типов почв, состояния, значения, охра-ны; охраняемых и редких видов насекомых, птиц, растений; охраняемых природных территорий района, области.

Практическая деятельность заключалась в следующем: определение проек-тивного покрытия наземных частей растений на лесной площадке; определение ле-карственных, сорных растений, их учет; изучение ярусности леса и лесостепи, эко-логических особенностей лесных птиц, сезонных явлений в их жизни.

Осуществляя итоговый контроль общеобразовательных достижений за оп-ределенный период времени, были предложены тестовые задания Регионально-го образовательного стандарта по экологии. Итоги тестирования: 3 место – 9 класс – 70,86% (средний балл выполнения теста).

В нашей школе предмет «Региональная экология» легко вписался в школь-ный Учебный план, который стал так же и предметом для реализации региональ-ного компонента по экологии, школьного компонента «Мой край Забайкалье», «Региональная экология» дает возможность научить детей с детского возраста охранять свое окружение, сформировать у них навыки ответственного поведения в природной среде, узнать больше о своем крае, понять процессы, происходящие в природе, раскрыть зависимость здоровья человека от «здоровья» окружающей среды, изменить взгляд на природу как не на материальную ценность, а жизненно-важную составную часть окружения.

По мнению родителей, данный учебник имеет огромное значение для по-знания флоры и фауны Забайкальского края. Он объемно раскрывает сферу по-знания природы для тех, кто в ней живет. Так же учит школьников заботиться о своем здоровье, беречь свой край, животных, растения, не наносить вред окру-жающей среде. Очень важным является рациональное использование природ-ных ресурсов, забота о будущих поколениях, которые будут пользоваться ими. Важно научить этому подрастающую смену. Мы должны это понимать и учить этому наших детей, внуков, правнуков.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011