Забайкалье великолепно

Природа Забайкальского края

Проект Олега Корсуна

Magnificent Transbaikalia

Nature of the Transbaikalian Region

Project by Oleg Korsun


М.С. Зябликова,
учитель экологии МОУ СОШ № 43
г.Борзи Забайкальского края


Некоторые положительные итоги использования экологической составляющей в образовательном процессе (на примере МОУ СОШ № 43 г. Борзи)


Для Забайкальского края развитие системы экологического образования особенно важно. Край богат природными ресурсами, а также разнообразием нетронутых природных уголков. Вдобавок, мы «богаты» ещё и экологическими проблемами, возникшими за последнее время. Продолжается ухудшение состояния здоровья населения, вызванного неблагоприятными экологическими условиями. Для Забайкальского края создана Целевая программа экологического образования населения, направленная на воспитание экологической культуры человека. Отрадно, что в нашем регионе эта программа нашла отклик педагогов. Например, в Борзинском районе ежегодно проходит районная эколого-краеведческая конференция «Моя малая Родина» в рамках районной научно-практической конференции «Шаг в науку». С 2007 года ряд городских школ (№ 15, 43) и сельских (Соловьёвская, Цаган-Олуйская сош, сош № 42, 47 п. Шерловая Гора) принимают участие в областной сетевой опытно-экспериментальной работе по теме «Апробация учебника «Региональная экология» для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с учётом социоприродного окружения школы».

В МОУ СОШ № 43 г. Борзи отдельный предмет «Экология» введён с 2005 года. До этого времени образовательная область «Экология» не преподавалась в течение ряда лет. На начальном этапе преподавания экологии возникло множество проблем, связанных с отсутствием кабинета, материально-технической базы, учебно-методических пособий. За прошедшее время эти проблемы были решены. Администрация школы заинтересована в экологическом образовании учащихся и помогает учителю экологии в оснащении кабинета, при любой возможности выделяет финансовые средства для выезда на курсовую подготовку в г. Чита, г. Иркутск.

Обучение экологии в МОУ СОШ № 43 осуществляется по следующим учебно-методическим комплектам (таблица 1).

Таблица 1.

Учебно-методические комплекты по экологии

Рабочая программа по экологии для 5-8 классов разработана на основе Примерной программы МО РФ по экологии.

Таблица 2.

Содержание учебных занятий по экологии

За три года (2005-2008 гг.) преподавания экологии учащиеся школы № 43 стали активнее участвовать в районных эколого-краеведческих конференциях и занимать призовые места. Результаты участия следующие:

- грамота за активное участие в районной экологической конференции «Живи, Земля!» (2005 г.);

- грамота за творческий подход в номинации «Экология» районной эколого-краеведческой конференции «Моя малая Родина» (2006 г.);

- диплом за занятое 1 место в районной эколого-краеведческой конференции «Моя малая Родина» (2007 г.).

В 2007 г. ученица 9 класса Самохвалова Оля заняла 3 место по экологии в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников (1 и 2 места не присуждались).

В июне 2007 г. учащиеся городской школы № 43 и Цаган-Олуйской сельской школы участвовали в областном слёте юных экологов и членов школьных лесничеств (с. Новопавловка Петровск-Забайкальского района). Для учащихся подобная поездка была первой, и они не только получили и закрепили теоретические и практические знания, но и с удовольствием пообщались со сверстниками из других районов.

В мае 2007-2008 гг. ученики 6-8 классов приняли посильное участие в экологическом десанте по очистке берегов р. Борзя. Это осуществилось благодаря поддержке администрации муниципального района «Борзинский район».

Ежегодно территорию школы ребята озеленяют саженцами черёмухи, акации, боярышника. У каждого класса есть свои клумбы, за которыми они ухаживают в течение летнего периода. Становится приятно зайти на пришкольную территорию учащимся, учителям, гостям – всё выращено руками учеников.

Участие в этих мероприятиях позволяют школьникам стать внимательнее, видеть экологические проблемы, участвовать в их устранении. Занятия по экологии проходят весьма успешно, дети с удовольствием занимаются изучением экологии, они получают глубокие теоретические знания и практические навыки. Всё это отражается на успеваемости и качестве обученности.

Хочется акцентировать особое внимание на опытно-экспериментальной работе по апробации учебника «Региональная экология», которая проводилас с сентября 2007 года. Восьмиклассники, а их на тот период насчитывалось 91 человек, впервые получив и открыв учебники, были удивлены высочайшему уровню качества и оформления учебников. Было приятно наблюдать за их заинтересованными лицами. Работа по апробации учебника началась с проведения вербальной ассоциативной методики «ЭЗОП». Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Сводная таблица результатов ВАМ «ЭЗОП» 8-х классов

Как видно из таблицы 3, большая часть учащихся воспринимают природу как объект красоты (46 %), далее природа как объект охраны (21 %), на третьем месте – восприятие природы как объекта использования (9 %) и на четвёртом месте природа как объект познания (6 %) (диаграмма 1).

С огромным удовольствием учащиеся выполнили проект «Экологические проблемы г. Борзи глазами учеников». Они смогли увидеть и зафиксировать множество загубленных природных участков. По окончании курса ребята заполнили анкету «Моё мнение о предмете и учебнике «Региональная экология». Следует отметить, что учащиеся остались неравнодушными к новому для них курсу экологии. На вопрос «Должен ли курс «Региональная экология» по данному учебнику изучаться во всех школах Забайкальского края?» 83 % учащихся ответили положительно. Ребята благодарят авторов учебников за предоставленную возможность углубить свои знания о природе и экологических проблемах родного края, за интересное содержание и обилие иллюстраций, за доступность информации, качество бумаги и шрифта.

Несомненно, процесс экологического образования и воспитания, тем более регионального направления, невозможен без вовлечения детей в практическую деятельность. В июле 2008 года при финансовой поддержке администрации Даурского государственного природного биосферного заповедника был организован выезд учащихся 7-8 классов в экологический лагерь на озеро Торей. Целью поездки явилось изучение природных объектов уникальной территории. Учащиеся в реальных условиях могли понаблюдать за растениями-«краснокнижниками», познакомиться с экосистемой степи, местными видами птиц. Дети не остались равнодушными к проблеме мусора, которым была усеяна степь и берега Торея - они провели экологический десант по уборке территории и собрали немало мусора. Условия проживания были непростыми для городских детей: дети спали и отдыхали в железнодорожном вагоне, готовить еду приходилось самим в полевой кухне, отсутствовала связь с родителями. Такие условия лишь сплотили ребят, позволили стать толерантнее друг к другу, научили быть самостоятельными, ответственными за поступки, способствовали самоформированию экологического миропонимания, развитию осознанного восприятия окружающей природы и себя как её части, выработке ответственного отношения к жизни. Школьники смогли отдохнуть в условиях дикой природы, подышать свежим воздухом, отвлечься от городской суеты. По завершении поездки был оформлен фотоальбом, составлен гербарий, ведётся работа по анализу собранных данных, планируется участие детей с докладом на научно-практической конференции.

С большой долей уверенности можно говорить о положительных результатах преподавания в школе экологии, в том числе курса «Региональная экология». Предмет интересный, бурно развивающийся, увлекательный. Этот предмет позволяет не ограничивать себя в рамках школьных стен. Знания, полученные на уроках экологии и в полевых условиях, не останутся невостребованными в жизненных ситуациях.

Литература

1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2004. – 224 с.

2. Горлачев В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарева Л.Н. Горлачев, В.П. и др. Региональная экология: уч. для общеобр. уч. завед. Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа/ В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарева.,рец. Н.А. Агаджанян, д.б.н., акад. РАН,Т.К. Клименко,д.п.н.- изд. 2-е, испр. и доп. - Чита.:Экспресс – издательство,2007. - 210 с.:илл.

3. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.

4. Пути реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области: Научно-методические материалы. / под общей ред. Е.А. Игумновой. – Чита: ЧИПКРО, 2006. – 218 с.


Назад
Back
На главную
Main page
Вверх
Up

При каком-либо использовании иллюстраций данного Web-сайта cсылка на автора обязательна!
Any use of images of this website must be accompanied with a reference to the author!
© O. Korsun, 2003-2011